
26 апреля 2025 года команда МСК «ВМП Рейд» в очередной раз приняла участие в традиционной игре-челлендже «РЕЙД» от организаторской группы «Privatka-club». В отличие от больших суточных игр формата «SitRep», «БЕРЕГ» или «БСП», где массовость нивелирует индивидуальную подготовку бойцов и слаженность команд, данная игра по-настоящему раскрывает потенциал каждого конкретного коллектива.
В силу вышеуказанного в нашей команде сложилось особое отношение к этому мероприятию, как к своеобразному экзамену на силу, выносливость, выдержку, умение ориентироваться и действовать в нестандартных ситуациях. По своей задумке, которую декларировали сами организаторы по итогам самого первого «РЕЙДА» в 2021 году, эта игра представляет собой своеобразный морально-физический стресс-тест для игроков, чтобы проверить их уровень подготовки.
Наш коллектив ежегодно заранее готовится к играм типа «РЕЙД», и этот год не стал исключением. За неделю до игры мы провели подготовительный марш-бросок на 25 километров по паркам Москвы с рюкзаками и весом, который каждый участник будет нести на игре.
Вместе с нами в марш-броске приняли участие бойцы команды CDRD, распределённой с нами в одну объединённую группу. Это стало хорошей возможностью оценить свои силы на предстоящем маршруте, подогнать снаряжение и обсудить общую тактику действий отряда на игре.

Сама игра почти во всём была похожа на аналогичное мероприятие прошлого года вплоть до таких же комфортных погодных условий. При подготовке к игре остро стоял вопрос осадков, т.к. от этого зависел вес переносимого снаряжения.
Как и в прошлом году, погода сделала приятный подарок в виде отсутствия дождей в течение недели до мероприятия, благодаря чему лес был почти везде сухой, и даже по южным просекам можно было идти с хорошей скоростью, обходя заболоченные места.
Помимо этого, прогноз погоды обещал осадки только во второй половине второго игрового дня, когда, согласно плану, мы должны были уже пройти всю дистанцию. В связи с этим не было необходимости брать запасной комплект формы и обуви, что сильно сэкономило силы на маршруте.
Вторым удачным моментом стала жеребьёвка времени выхода команд. По аналогии с прошлым годом нам выпало самое первое стартовое время в 14:00, что сильно смотивировало наших бойцов не жалеть сил в первые часы игры и постараться оторваться от основной массы команд.
Поскольку с прошлого года всё также действовало абсурдное условие обязательного посещения всех контрольных точек первой зоны, на которое жаловались многие игроки, в этот раз при разработке маршрута на ходу были учтены ошибки прошлой игры.
Первые впечатления после часа игры
После старта в 14:00 и выхода на первую КТ в квадрате Л-16 на приложении «SitRep» нам открылись все точки зоны №1. Памятуя о том, что нельзя возвращаться на ближние точки к лагерю и выходить навстречу более «поздним» командам, было принято решение охватить точки полукольцом и как можно быстрее покинуть первую зону.
Мы последовательно прошли КТ в квадратах А-22, А-34, А-2, затем повернули на юг к КТ в квадрате Б-32, и далее следующим западным КТ в Б-2 и Н-22. Перебегая дороги мы видели в отдалении команды-соперники, но старались ускориться и разорвать дистанцию.
Быстро зачистив первую зону, мы вышли на оперативный простор и устремились в западную часть полигона по центральной тропе. Как и в прошлом году план действий состоял в том, чтобы оставить лёгкую часть второй зоны полигона «Подосинки» на утро второго дня.
В первый день предполагалось в быстром темпе зачистить первую, третью и четвёртую зоны в течение светового дня, чтобы не терять время на поиск контрольных точек ночью. По возможности, проходя срединную границу зоны №2, планировалось зайти на ближайшие точки.

Учитывая опыт прошлых игр, данная стратегия себя полностью оправдала. После открытия точек во второй зоне мы забрали КТ в квадратах Б-10, Б-35 и В-5, после чего перешли в третью зону и организовали схрон-лагерь в Н-8, куда должны были вернуться вечером.
Боевой дух бойцов группы, сбросивших лишний вес, заметно поднялся. Не встречая сопротивления противника, поскольку мы были самыми первыми, наш отряд быстро двигался по точкам. Было решено двигаться по классическому маршруту через северный коридор, а возвращаться по южной дороге.
Зачистив дальние западные точки зоны №4, мы вышли на обратный путь по южной тропе. Здесь в квадрате В-4 мы встретили группу противника, которая, по-видимому, готовилась встать лагерем. Поскольку бойцы противника заняли оборону почти у дороги среди лежанок дров, было принято решение не вступать с ними в бой и обойти их с севера, что видно на карте.

Далее в квадрате П-28 произошла следующий контакт с противником. Соперники организовали грамотную засаду на тропе, со все сторон окружённую болотом, и уничтожили двойку головного дозора. Однако, это спасло ядро группы и VIP-а, которые ответным огнём уничтожили нескольких бойцов конкурирующей группы.
Поскольку мы не хотели терять время на бессмысленную перестрелку, было решено обойти опасный участок с юга, где нам пришлось преодолевать реку через поваленное дерево. Противник не предпринимал никаких действий, чтобы нас догнать, поэтому мы продолжили движение по маршруту.
Снова выйдя на тропу, мы забрали КТ в Д-9 и вышли на южную просеку, чтобы минимизировать вероятность встречи с оппонентами, которые шли по основной дороге. Заболоченная просека несколько снижала темп группы, зато мы без проблем взяли КТ в Д-31, а затем КТ в Е-1.
Здесь наш отряд попал в некую магнитную аномалию, т.к. GPS-трекеры и компасы всё время показывали разные направления, и при подходе к КТ в центре квадрата П-8 мы немного поблуждали, что также отмечено на карте.

В итоге, найдя искомую точку, мы вышли на центральную тропу, где нас ждали последние 2 КТ и долгожданный лагерь. Солнце уже зашло, наступили густые сумерки, бойцы очень устали, и искать последние 2 точки приходилось на морально-волевых качествах.
КТ на перекрёстке просек в квадрате В-1 доставила особые проблемы, т.к. информационный лист находился на дугообразном дереве на высоте, и в темноте его просто не было видно, т.к. фонари светили на уровне груди.
Возле последней КТ в квадрате И-1 произошла стычка с другой отходящей группой, которую пришлось отпустить, т.к. бойцы вымотались и нужно было скорее идти в лагерь на отдых. Обнаружив крайнюю точку, отряд выдвинулся на юго-восток в сторону схрона.
В 21:55 группа встала на 6-часовой отдых. Поскольку лагерь был организован среди бурелома глубоко в лесу вдали от центральной тропы, у нас не было необходимости выставлять посты охранения, а дежурившие бойцы посвятили это время решению задач со всех контрольных точек.

Ночь прошла без происшествий. Подъём был назначен за час до выхода, чтобы бойцы без спешки и суеты смогли собрать своё снаряжение и позавтракать. В 3:55 группа вышла на обратный путь. Понемногу начало рассветать, поэтому в использовании фонарей не было необходимости.
Как и предполагалось, ранний подъём и большой запас по времени сделали своё дело: возвращаясь на восточную часть полигона в зону №2 мы были уверены, что не встретим противника. Тем не менее боевой порядок группы сохранялся, и бойцы головного дозора были всегда начеку.
Оставшиеся шесть КТ во второй зоне не доставили проблем: по просторному и негустому лесу «Подосинок» с множеством троп и просек идти было весьма комфортно. Мы достаточно быстро забрали КТ в квадратах Б-13, Н-30, Н-21, И-30, А-21 и А-25, после чего вышли на финишную дорогу к лагерю.
Наш отряд финишировал в 5:45. Итоговое время прохождения дистанции с учётом 6-часового лагеря составило 15 часов 45 минут. Выражаем благодарность нашим друзьям из команды CDRD, которые вместе с нами уверенно прошли этот маршрут и оказали большую помощь в решении задач!

МЫСЛИ, ПОЖЕЛАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ИГРЫ
Как было сказано в начале статьи, данная игра является особой для нашей команды, т.к. выбивается из ряда других страйкбольных мероприятий именно своей концепцией «челленджа», отдалённо напоминающей знаменитые «Скачки» – соревнования групп специального назначения.
Нет смысла перечислять детальный разбор механики игры, её изменения по годам, а также наши взгляды, критику и предложения: всё это было детально разобрано в большой статье ровно год назад по итогам «РЕЙДА-2024», с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке:
https://vk.com/@-116396219-msk-vmp-reid-proshel-ocherednoi-parkovyi-reid
К сожалению, по неизвестным причинам организаторы продолжают идти по пути упрощения игры, компенсируя это добавлением в неё совершенно ненужных элементов, никак не относящихся к страйкбольной тематике, в виде решения японских головоломок, вынуждая игроков тратить время отдыха в лагере на эти «домашние задания».
Сама по себе подобная механика была применена на игре «Ликвидация» несколько лет назад, когда при штурме вражеского штаба было необходимо решить головоломку, чтобы получить код для подрывной машинки-клавишника. По итогам той игры было много критики игроков на данную «инновацию», и от этой идеи отказались. Теперь же она всплыла снова…
Ещё одним спорным моментом выглядит система карточек жизней, которая полностью нивелирует стремление команд как можно быстрее пройти маршрут, но, наоборот, провоцирует не искать точки и планировать свой маршрут, а «рыбачить» на КТ или перекрёстках, где точно будут проходить остальные команды.
Это наглядно видно на итоговой таблице, где многие команды проходили дистанцию без 1,5-2 часов почти СУТКИ на полигоне размером всего 7 х 2,4 километра, зато имевшие в активе десятки карточек! Эта механика превращает игру-челлендж в обычное педулово под крики: «Гойда!». Более того, на протяжении игры некоторые команды постоянно воевали с одними и теми же группами, фактически «помогая» друг другу зарабатывать карточки, что так же не добавляет объективности.
Далее стоит обратить внимание на крайне спорное условие про обязательное посещение всех КТ первой зоны. Вместо того, чтобы добавить новые бонусные контрольные точки, расширить карту полигона, сделать возможные маршруты групп более вариативными и непредсказуемыми, игроков буквально заставляют воевать в первой зоне, теряя время в угоду любителями пострелять и «поохотиться на ориентировщиков».
Помимо этого, стоит упомянуть ещё один тревожный момент: после инцидента на «SitRep-2024», на постигровом построении выяснилось, что, как таковой, «Фильтр адекватности команд» в клубе, по сути, не работает. И теперь, при появлении в теме регистрации гостевых команд с весьма сомнительными наименованиями, у многих возникают определённые опасения, чтобы подобные ЧП не повторились вновь.
Предложения о введении успешной механики бонусных контрольных точек с поиском ориентиров, которая отлично показала себя на прошлых играх, почему-то не находят понимания у организаторов, которые мотивируют это превращением «РЕЙДА» в «БЕРЕГ-2.0», при том, что эта же механика отлично работает на играх «Escape from Tarkov».
Балльная система оценки работы групп на игре также вызывает вопросы, т.к. она непрозрачна и не отражает всех нюансов. На наш взгляд самым наглядным и честным параметром выступает время и производные расчёты от него. К примеру, 1 чёрная карта отнимает 2 минуты от итогового времени, 1 карточка VIPа отнимает 10 минут, уничтожение лагеря = минус 1 час, неправильное решение одной задачи судоку добавляет 5 минут и так далее.
Вместо того, чтобы подтягивать уровень молодых команд и помогать им перенимать опыт старших товарищей, идёт постоянное упрощение условий, и стремление компенсировать умение ориентироваться в лесу и планировать свой маршрут весёлыми пострелушками, что напрочь убивает соревновательный дух игры.
Единственным плюсом от послеигровых решений можно считать уход от системы жеребьёвки выхода команд, которая абсолютно несправедлива, и введение старта групп с заранее определённых точек, о чём говорилось очень давно, и показало свою эффективность на серии игр «Escape from Tarkov».
В целом хочется пожелать организаторам побольше придерживаться здравого смысла и внимательнее прислушиваться к мнению игроков, а также поменьше стремиться вручную уравнивать возможности команд, вводя ненужные и зачастую абсурдные механики и условия, чтобы сделать игру приятной для всех.
Командир МСК «ВМП Рейд» Ворон