Май 122024
 
Стартовое фотографирование
 Стартовое фотографирование

Часть первая

С 11 по 12 мая 2024 года команда МСК «ВМП Рейд» принимала участие в традиционной майской игре-челлендже «Рейд» от организационной группы «Privatka-club». По опыту участия в прошлых играх данной серии у нас было точное понимание целей и задач на данное мероприятие, список необходимого снаряжения и общая стратегия действий.

В рамках стандартной подготовки к играм подобного уровня, а также мероприятиям серии 70-километровой «Тропы мужества», за неделю до игры бойцы нашей команды совершили тренировочный 25-километровый марш-бросок по паркам Москвы с 10-килограммовыми рюкзаками, чтобы подготовиться к длительным физическим нагрузкам на предстоящем выходе.

Данный Рейд был весьма похож на прошлогодний как по погоде, так и по маршруту, поэтому особых изменений в приготовлении и тактике действий на самой игре почти не было. Также как и в прошлом году вопрос дополнительного снаряжения решался прямо перед стартом, исходя из погодных условий, которые повторились почти 1 в 1.

К сожалению, в силу семейных и служебных обстоятельств, в этом году мы смогли выставить на игру всего троих бойцов вместо планировавшихся 7-8, поэтому общая стратегия на игру предполагала минимум контактов и максимально быстрое прохождение точек. Удачная жеребьёвка на старте не сильно повлияла на тактику, т.к., даже если бы мы шли в середине пелотона, то действовали точно также.

Дублирование и страховка маршрута с помощью GPS-навигатора
 Дублирование и страховка маршрута с помощью GPS-навигатора

Согласно новым условиям организаторов, анализ которых будет представлен во второй части статьи, игровая карта была поделена на 4 зоны, и контрольные точки открывались только после прохождения серединного меридиана каждой зоны. Более того, команды не могли вернуться в первую зону для забора оставшихся контрольных точек в том случае, если были найдены не все из них.

Понимая бесперспективность боевых действий втроём против команд из 8-12 человек, нами изначально было принято решение о нахождении максимально возможного количества точек в первой зоне, даже путём пропуска нескольких из них. Риск потери времени (20 минут) + подарок вражеской команде дополнительных минусовых часов к итоговому времени того не стоили.

В связи с этим после старта в 14:00 наша группа быстро собрала первые 5 точек из 7 в первой зоне. При этом в центре зоны постоянно слышались стрельба и взрывы, что говорило о плотности боёв на нескольких ближайших КТ к точкам №1 и №2. Тем не менее, после организации первого схрона, было принято решение попробовать пробиться к оставшимся двум КТ.

Как и предполагалось в негативных прогнозах, при заходе на КТ в квадрате А-22 мы столкнулись с противником, который буквально «облепил» точку, и несмотря на то, что сам информационный лист был найден, а информация зафиксирована в путевом листе, ВИП был поражён, и на этом месте мы потеряли 20 минут + лишились одной красной карточки.

Дороги, дороги…

В течение всего этого времени на данной и соседней восточной (последней для нас точке в первой зоне) постоянно шли ожесточённые боестолкновения, что делало абсолютно бессмысленным попытку продвижения в том направлении и дальнейшую 100%-ю потерю времени и карточек. Было решено двигаться дальше согласно плану на игру в следующую зону, пусть и с пропуском последней оставшейся точки.

После выдвижения на юг к оставленному схрону наш отряд проследовал по центральной тропе во вторую зону. Пройдя серединный меридиан, мы открыли точки, которые, весьма ожидаемо, были расположены чётко возле тропы. Согласно логике маршрута, возвращаться назад к пройденным точкам не было смысла – это можно было сделать на обратном участке маршрута.

Обнаружив три западные точки в квадратах Б-20, Н-3 и В-9, мы перешли в зону №3. Далее, зайдя в неё и пройдя на север в чащу леса 200 метров, мы сделали схрон, который одновременно стал местом будущего лагеря. Наши бойцы старались экономить каждую минуту времени, поэтому не делали никаких привалов/отдыхов. Приём пищи и воды производился только на ходу.

Снова выйдя на тропу, мы пошли традиционным «северным» коридором, и после пересечения середины зоны взяли точки в квадратах В-1, В-15, Н-31. Оставшиеся южные и северные точки предполагалось обнаружить на обратной части маршрута. Тем временем, наша группа вышла последнюю зону №4, и, зная логику организаторов и расположение прошлогодних точек, было принято решение следовать на северное ответвление тропы.

 Возвращение к схрону

Как и ожидалось, после прохождения меридиана, открылись последние точки, и нам пришлось перестраивать маршрут, исходя из новых обстоятельств. На этом этапе после взятия ближайшей точки в квадрате И-19 и следующих в квадрате Л-28 и Б-28, нам пришлось возвращаться обратно на восток с целью захвата оставшейся точки в квадрате Н-39, что увеличивало риски встречи с противником и отнимало время.

Далее наша группа проследовала по трём оставшимся «западным» точкам в квадратах Б-28 => Н-6 => и самой дальней А-37. После этого отряд выдвинулся по «южному коридору» через точку в квадрате В-19. В этом месте головной дозор обнаружил впереди на тропе группу противника, которая также заметила и нас. Было принято решение обойти их через лес в южном направлении.

Впоследствии выяснилось, что это была команда «Восток», которая совершила такой же манёвр только в северном направлении. Успешно обойдя оппонентов, мы продолжили движение в направлении следующей точки в квадрате К-28, обнаружив её не выходя на тропу. Следующей целью была КТ в квадрате Е-39, затем самая южная точка в С-31 и Д-7.

При движении к следующей точке головной дозор снова обнаружил группу противника, которая отдыхала прямо на тропе-просеке. Поскольку лес был весьма редким, и скрытно подойти к противнику не представлялось возможным, мы снова совершили огибающий манёвр на юг через чащу и вскоре вышли к точке на перекрёстке в квадрате П-8.

На западной части полигона оставалось собрать всего 3 КТ. Наша группа выдвинулась на север в точки в квадратах В-8 и Б-24. Далее было принято решение двигаться на восток по просеке с целью минимизации встречи с противником, который, скорее всего, также искал точки, пользуясь центральной тропой.

 Вечерний путь к лагерю

Последнюю точку в квадрате К-5 мы обнаружили в 20:15, когда ещё было относительно светло, после чего проследовали к расположенному всего в 300 метрах схрону, где и встали лагерем в 20:25. Быстро перекусив и выпив чая, двое бойцов легли спать, а третий с тепловизором заступил на ночное дежурство. Несмотря на то, что на ближайшей КТ и на дороге постоянно слышалась стрельба, ночь прошла без происшествий.

Подъём был назначен за час до выхода в 0:25. За это время мы успели неспешно собрать лагерь, немного перекусить и обсудить оставшуюся часть маршрута. В 1:25 наша группа выдвинулась в путь. Поскольку три западные точки в зоне №2 были уже собраны, мы быстро прошли до точки в квадрате И-30.

Здесь произошла незапланированная задержка, связанная с тем, что из-за низкой температуры ночью мы одели утепляющее термобельё и свитера. Однако после марш-броска на 1,7 километра от лагеря в этих слоях стало очень жарко, поэтому пришлось переодеваться прямо на дороге, что было ошибкой. К счастью, групп противника рядом не оказалось, поэтому мы продолжили движение.

Оставшиеся пять точек в квадратах А-21 => Н-21 => В-29 => И-36 => Г-36 были найдены достаточно быстро и в 3:20 наш отряд финишировал. В общем по итогам мероприятия были пройдены те же самые +/– 35 километров, что и на прошлой игре, поскольку маршрут был весьма похожим, выпито 4 изотоника по поллитра, съедено 2 сникерса, а в лагере – 2 бутерброда и несколько кружек горячего чая.

Далее следует вторая часть статьи, прочтение которой не рекомендуется людям с тонкой душевной организации и лицам, которые в лучших традициях профессора Зигмунда Фрейда испытывают интимные чувства к чулочно-носочным изделиям обтягивающего фасона.

И всё равно мы самые быстрые
 И всё равно мы самые быстрые

Часть вторая

Что можно сказать по итогам данной игры? Формат игр такого класса не похож на классические сценарии стандартных страйкбольных мероприятий, дающих игрокам возможность излить на противника пакет шаров, комфортно отдохнуть в мертвяке, вкусно и неспешно поесть, попить и пообщаться с окружающими игроками. Организаторы делают всё, чтобы игроки получили фан, вдоволь настрелялись, вкусно поели, много пофотографировались в красивых ракурсах. Это называется «паркетный страйкбол».

Серия игр «Рейд» относится к формату «челлендж», о чём прямо говорится в описании мероприятия в окне оплаты. Это не рядовая дневная игра, но вызов для каждого игрока, возможность преодолеть себя и оценить собственные возможности. Высокую планку этого вызова поставила первая игра серии, прошедшая в мае 2021 года, и ставшая эталоном, на который мы старались равняться при подготовке к последующим играм.

Вроде как «Рейд» относится к играм типа «челлендж». Наверно… Но это не точно…
 Вроде как «Рейд» относится к играм типа «челлендж». Наверно… Но это не точно…

Даже несмотря на тяжёлые погодные условия, навсегда выделившие её из всех остальных, в этой игре было самое грамотное расположение как стартовых коридоров, так и самих точек, дающих большую вариативность для команд на построение СВОЕГО СОБСТВЕННОГО, а не навязанного организаторами маршрута, где встреча с противником была случайностью, а не обязательным условием.

К сожалению, из года в год данная игра вместо модернизации и использования рационализаторских предложений игроков с целью развития формата и повышения его разносторонности, шла путём упрощения и введения сомнительных ограничений для участников, тогда как даже старые успешные решения в виде бонусных контрольных точек были ликвидированы.

Сравните карты трёх предыдущих игр…
 Сравните карты трёх предыдущих игр…

Сравнивая карты всех четырёх игр, можно легко увидеть, что КТ располагаются примерно в одних и тех же местах. Более того, с каждым годом они всё более «притирались» к центральной тропе, что на крайней игре дало возможность командам случайно находить некоторые точки, просто внимательно глядя по сторонам.

И расположение точек на этой игре…
 И расположение точек на этой игре…

Таким образом, первая игра серии, где больше половины маршрута команды шли по лесу, преобразовалась в бродилку по парковым дорожкам природного заказника «Гуслицкий». Аргументация организаторов, что это сделано с целью заботы об игроках и предотвращения травматизма не выдерживает никакой критики, т.к. на тех же «городских» полигонах типа «Зил», «РСБ» и других шансы получить травмы в разы выше.

В особенности с картой 2023 года… Просто Ctrl-C + Ctrl-V…
 В особенности с картой 2023 года… Просто Ctrl-C + Ctrl-V…

В данной ситуации в качестве ответа на вопрос: «Зачем?» на ум приходит та самая «невидимая рука рынка» в связи с тем, что, если в первой игре участвовало 20 команд, во второй – 19, а в третьей – всего 10. Для повышения интереса к формату нужно было с одной стороны упростить игру, убрав якобы «сложные» северные и южные точки, и привязав весь маршрут к главное тропе, а с другой фактически заставив команды вступать в боестолкновения в первой зоне.

Импульс был настолько мощен, что команды стали ходить больше суток…
 Импульс был настолько мощен, что команды стали ходить больше суток…

Здесь стоит вспомнить отзыв самих организаторов после второй игры в 2022 году и очень меткую фразу про то, что «…игра «Рейд» даёт импульс в реальной околобоевой подготовке команд». Собственно, наши пешие маршброски с 10-килограммовыми рюкзаками на 25-30 километров за неделю до игры, проработка маршрута, изучение карты, дорог и просек с целью нахождения максимально оптимального пути – всё это идёт именно в этой канве.

Главные критерии успешности диверсионно-разведывательных групп в поисковых миссиях – это скорость выполнения задачи и скрытность, чтобы противник не обнаружил, что данный район представляет интерес для нашего командования. Если группа себя обнаружила, то дальнейшее выполнение задачи ставится под угрозу. Именно из этих принципов мы всегда исходим при подготовке к «Рейду».

Вместе с тем, отряд должен быть в состоянии уничтожить противника, поэтому каждый боец несёт на себе штатное оружие и боекомплект. На примере игр 2021, 2022 и 2023 годов в ходе прохождения маршрута нам постоянно приходилось встречаться с конкурирующими группами. Разумеется, мы старались вступать бой на своих условиях, поэтому на второй и третьей игре удавалось успешно поразить вражеских ВИПов и заработать дополнительные минусовые минуты.

На наш взгляд именно такой формат случайных встреч наиболее подходит к «Рейду», потому что внедрение сомнительных практик невозможности покидания зон и привязка маршрута к одной дороге превращает игру-челлендж в обычное гарантированное педулово на известных точках с последующей неспешной 24-часовой прогулкой вдоль центральной тропы.

В итоге нивелируется тот самый главный принцип «околобоевой подготовки команд», когда вместо вариативности действий и побуждения игроков к продумыванию своих действий, организаторы провоцируют сплошные перестрелки на 7 точках в начале игры и последующую «рыбалку» в худших традициях компьютерной игры «Escape from Tarkov» на точке около перекрёстка дорог Б-20, где гарантировано пройдут все группы, следующие на западную часть полигона.

На выходе мы получили абсурдную ситуацию, обесценивающую время прохождения дистанции, зато поощряющую команды не столько быстро искать точки, сколько стремиться к перестрелкам в духе Лыткаринских воскресок 2000-х годов, т.к. карточки игроков и ВИПов с лихвой окупают потерю времени. Вкупе с примерами, когда обязательный 5-часовой перерыв превращался в 6-7 часовой весёлый безнапряжный отдых в лесу, игра превратилась в пародию на саму себя образца 2021 года. Для придания окончательного «непаркетного» колорита осталось только брать с собой мангал, шашлыки и кальян + кейтеринг для особых эстетов.

Подводя итог вышесказанному, остаётся надеяться, что организаторы учтут конструктивную критику других команд и игроков в комментариях после игры. В конце концов, многие моменты, отражённые в данной статье, были ими высказаны как до игры, так и по её завершении. Игра не должна изменяться, т.к. изменения могут быть в негативную сторону – она должна улучшаться, сохраняя базовые принципы, ставя игрокам новые вызовы и побуждая их преодолевать новые высоты, а не упрощать её в угоду массовости, педулова и банальной экономической конъюнктуре.

Как должен выглядеть «Рейд» здорового человека
 Как должен выглядеть «Рейд» здорового человека

Со своей стороны в очередной раз можем предложить ряд улучшений, которые уже были озвучены в статьях по итогам предыдущих игр. Не совсем понятно, в чём проблема вернуться к опыту 2021 года и взять уже готовые решения, позволяющие сделать игру реально интересной:

  1. Добавить больше точек;
  2. Сделать ранжирование ценности точек в зависимости от удалённости от центральной тропы и сложности их поиска (например, в болоте);
  3. Вернуть бонусные точки, но с призом в виде минусового времени, а не открытия местоположения других команд, т.к. это сломает сценарий;
  4. Ставить лагерь и старт/финиш в стандартном месте общей парковки в квадрате И-32;
  5. При учёте пункта №1 и пункта №4 можно выпускать команды одновременно сразу по 5 коридорам с промежутком в 15 минут. Соответственно, за первый час игры можно будет запустить сразу 20 команд;
  6. Убрать необоснованное условие про невозможность покинуть зоны без обнаружения всех точек;
  7. Снизить цену карточек жизни, т.к. нивелируется ценность быстрого прохождения маршрута вплоть до 24-часовых прогулок, зато с весёлой пальбой по сторонам.
  8. Не ставить обязательным условием прохождение абсолютно всех точек, т.к. их можно сделать до 50. В концепции пункта №2 каждая точка должна иметь свою ценность, которая будет влиять на итоговый результат.

Командир МСК «ВМП Рейд» Ворон